Главная » Мероприятия » Три встречи «Исторического четверга»
РАЗМЕР ШРИФТА: -A A A+

БИБЛИОТЕКА -
ФИЛИАЛ №17
им. М. А. Шолохова

Центр казачьей
истории и культуры

Три встречи «Исторического четверга»

 В 2019 году, идя навстречу пожеланиям читателей, библиотека начала во второй четверг месяца проводить лекторий «Исторический четверг».

К сожалению, эта традиция была прервана мерами по предотвращению распространения коронавирусной инфекции, и встречи возобновились лишь в конце ноября.

Постараемся как можно подробнее рассказать о них.

«Турецкий гамбит» - 27 ноября. 

27 ноября в читальном зале библиотеки прошел экскурс в историю «Турецкий гамбит», посвященный Русско-Турецкой войне 1877-1878 годов.

Ведущий библиограф М. Н. Урусова начала встречу с клипа песни «Идём на Восток» (группа «Ногу свело») из фильма по роману Б. Акунина «Турецкий гамбит». М. Н. Урусова рассказала о предпосылках и причинах начала войны, отметив, что с Турцией у России испокон веков были весьма натянутые отношения из-за выхода в Чёрное море, что после поражения в Крымской войне многим хотелось «отыграться», и рано или поздно новое столкновение должно было произойти. Среди причин начала войны были названы и «реваншистские» настроения, и стремление обрести выход из Чёрного моря в Средиземное, которое давало возможность получить новый (более экономичный) путь в Европу и Америку. Отдельно было сказано о благородных мотивах, толкавших общественность на борьбу с турками – о геноциде болгарского народа Османской империей, о появлении большого количества обществ, поддерживавших Болгарию. 

Вкратце рассказав о начале и ходе войны, назвав основные сражения, Марина Николаевна предложила изучать историю Русско-Турецкой войны по её персонажам, среди которых, конечно, выделяются два генерала, чьё участие в боевых действиях было решающим, судьбоносным для той войны – Иосиф Гурко и Скобелев. Пользователям было предложено посмотреть отрывки из фильмов, посвящённых генералам Гурко и Скобелеву.

Рассказ о других участниках Балканской войны сопровождался показом электронной презентации. Так пользователи узнали о роли Александра II в Русско-Турецкой войне и результатах Сан-Стефанского договора и Берлинского конгресса; о командире 14-й пехотной дивизии, первой переправившейся через Дунай – М. И. Драгомирове, участвовавшем в обороне Шипки; о погибшем на Шипкинском перевале В. Ф. Дерожинском; о руководившем обороной Шипки генерале Ф. Ф. Радецком, славшем отчёты с фразой «На Шипке всё спокойно»; о взявшем крепость Никополь генерале Н. П. Криденере; о капитане корабля «Веста» Н. М. Баранове, принявшем бой с турецким крейсером «Фетхи Бумид»; о художнике В. В. Верещагине, находившемся в гуще событий и оставившем потомкам живописные полотна о войне, созданные непосредственно на полях сражения или по наброскам, сделанным в полевых условиях.

Завершалась встреча небольшим обзором книг, посвященных Русско-Турецкой войне 1877-1878 годов из фондов библиотеки. Прозвучала информация о «Былях и небылях» Бориса Васильева, «Баязете» Валентина Пикуля, «Перевал» Олега Михайлова, «Турецком гамбите» Б. Акунина и книге документальных очерков «Тайны старых архивов» Николая Бичехвоста, а также по публикациях статей о Русско-Турецкой войне в журнале «Родина».

«Самозванцы в истории России» - 3 декабря 

Тема самозванцев в русской истории была подсказана участниками встречи, посвящённой фаворитам и фавориткам российских императоров и императриц.

Началась встреча со вступления ведущего библиографа М. Н. Урусовой, отметившей, что самозванцы появляются во времена кризиса власти, и в России есть, как минимум три периода, когда поднимали голову самозванцы: время Смуты, период восстания Емельяна Пугачёва и послереволюционные годы.

При рассмотрении самозванцев Смутного времени основное внимание было уделено личности Лжедмитрия I, которая до сих пор вызывает у исследователей много вопросов. Марина Николаевна отметила, что официально принято считать, что Лжедмитрий I – это монах Григорий Отрепьев. И предложила посмотреть отрывок из передачи Эдварда Радзинского «Тайна Лжедмитрия», в котором историк отметил ряд несоответствий версии с бывшим монахом. Служивший секретарём у Романовых, книжник Отрепьев вдруг становится хорошим полководцем и разбивает посланную против него армию, превосходящую его войско по числу едва ли не втрое. Откуда у него умение водить в бой полки? Откуда умение решать вопросы, над которыми часами бились бояре, за несколько минут? Откуда манера держаться так, словно он был рождён царём? Почему мать царевича Дмитрия на вопросы следствия, устроенного Годуновым, отвечала так, словно не была уверена в смерти сына? Откуда к ней пришёл странный ответ на вопрос убийц Лжедмитрия о том, что спрашивать, не её ли это сын надо было, когда жив был? Вероятно, тайна Лжедмитрия так и останется нерешенной.

Когда рассматривался период царствования Екатерины и появления большого количества «Петров Фёдоровичей», было решено не останавливаться на личности Емельяна Пугачёва, поскольку ему была посвящена отдельная встреча, проходившая в 2019 году. Вместо этого рассмотрели личность княжны Таракановой, претендовавшей на русский престол под видом дочери императрицы Елизаветы Петровны. С интересом участники встречи посмотрели отрывки из передачи канала «Культура» «Искатели». История узницы Петропавловской крепости не вызвала  у участников встречи сопереживания – слишком мелкой была эта историческая личность.

Большой интерес и оживление вызвал рассказ о самозванцах, выдававших себя за детей Николая II. Прежде чем перейти к описанию самозванцев Марина Николаевна привела сведения, из-за которых версии вероятного спасения царских детей существуют до наших дней. Например, ряд исследователей, рассматривая череп предполагаемого трупа императора, отмечает отвратительное состояние зубов жертвы, чего не могло быть у царя, проходившего осмотры стоматолога регулярно.

Для рассказа о самозваных великих княжнах и цесаревиче сопровождался показом презентации. С увлечением участники встречи сравнивали фотографии реальных царских детей и тех, кто претендовал на их роль, ужасались, узнавая, сколько людей претендовали на каждую из ролей. 28 девушек и женщин выдавали себя за княжну Ольгу, 33 – за Татьяну, 53 – за Марию, 34 – за Анастасию и 83 – за Алексея. Особенно заинтересовала всех история Филиппа Семёнова, который, попав в психиатрическую лечебницу, представился Алексеем. Как писала газета «Комсомольская правда», генетический анализ биоматериала сына Филиппа Семёнова и принца Филиппа (родственника Романовых по английской линии) дважды дал положительный результат и один раз отрицательный.

В ходе разговора о лже-Романовых был показан отрывок из передачи «Искатели», посвященный Анне Андерсон, претендовавшей на роль Анастасии более 20 лет.

«Китеж – русская Атлантида» - 10 декабря 

Земля России богата заповедными и загадочными местами, одним из которых является озеро Светлояр, по преданию поглотившее древний город Китеж.

Встреча «Исторического четверга» началась с просмотра ролика «Легенда о Китеж-граде», в котором прозвучала общеизвестная информация об озере Светлояр и связанных с ним легендах. Далее речь зашла о том, что легенда о граде Китеже существует в трёх вариантах – по одной он опустился на дно озера, по другой – ушёл под землю, по третьей – стал невидимым. Учёные рассматривают первые две версии, поскольку проверить третью не представляется возможным. В летописях история Китежа нигде не отражена, но есть «Китежский летописец», где она приводится целиком. Изучая этот источник, учёные пришли к выводу, что написан он был в 17 веке староверами, то есть не может считаться достоверным источником информации. Однако экспедиции на Светлояр начали организовывать ещё в 19 веке. Долгое время никакого подтверждения версии о том, что древний город опустился на дно озера, не было. Более того, исследователи начали склоняться к версии о космическом, а не карстовом происхождении водоёма, а это означало, что город должен был быть разрушен упавшим метеоритом. Только в 2011 году усилия историков увенчались успехом, и они обнаружили город XIV-XV века в том месте, где на берегу озера располагается часовня. Действительно ли это Китеж-град или какой-то другой город, сказать сложно.

Перед рассмотрением версии о том, что легенда неверно указывает нахождение Китежа, М. Н. Урусова предложила посмотреть диафильм «Сказание о невидимом граде Китеже». Далее прозвучала информация о том, что есть несколько мест, где пытались найти Китеж, предполагая, что его прообразом была Сварга – славянский рай. О поисках рая на берегах реки Мологи (Смородины) и связанных с этой рекой событиями (битва князя вышгородского Юрия Всеволодовича против татар) рассказал отрывок из передачи канала «Культура» «Искатели».

В завершение лекции были рассмотрены картины живописцев, отразивших в своих произведениях легенду о Китеже.

Слушатели отметили, что встречи «Исторического четверга» помогают лучше понимать некоторые события, происходящие в наше время, подготавливают к ним. И выразили желание изучать историю Родины дальше.

 Подготовила Марина Николаевна Урусова

 

 

Карта сайта

Создание сайта ВМУК "ЦСГБ"