Главная » Мероприятия » Погружение в мир казачьей культуры
РАЗМЕР ШРИФТА: -A A A+

БИБЛИОТЕКА -
ФИЛИАЛ №17
им. М. А. Шолохова

Центр казачьей
истории и культуры

Погружение в мир казачьей культуры

Комнату казачьего быта при нашей библиотеке смело можно сравнивать с батискафом. Только погружение в нашем случае идёт не на дно мирового океана, а в глубину веков – туда, где зарождалась казачья культура, которая строилась во многом на воинских традициях. Ежегодно в нашем музейном уголке проходят десятки экскурсий – плановых и внеплановых, многолюдных и одиночных. Люди приходят группами, классами, семьями и по одиночке. Приходят, чтобы вспомнить своё детство, бабушек и дедушек из казачьих станиц и хуторов, которые жили приблизительно в тех условиях, которые демонстрируются в нашей Комнате казачьего быта.

Не удивительно, что интерес к ней проявляют преподаватели школ, которые работают с казачьим компонентом. Их ученики обычно отличаются большой любознательностью и всегда задают много вопросов.

Очередная экскурсия для школьников в Комнату казачьего быта при библиотеке-филиале № 17 им. М. А. Шолохова прошла 21 декабря для учеников средней общеобразовательной школы № 56. Экскурсия включала два блока: исторический и культурологический.

Вступительная часть экскурсии началась в фойе библиотеки возле макета казачьего куреня, далее школьники разделились – одни вслед за ведущим библиотекарем Г. В. Рязановой ушли в Комнату казачьего быта, другие отправились в читальный зал послушать рассказ ведущего библиографа М. Н. Урусовой о двух не совсем обычных экспонатах музея. Потом эти группы поменялись местами.

Ребята узнали об истории создания музея при библиотеке, в которой немалую роль сыграли читатели, приносившие экспонаты из личных коллекций для нашей экспозиции.

Погружая подростков в мир казачьей культуры, Г. В. Рязанова познакомила их с экспонатами Комнаты казачьего быта, предложила реконструировать отдельные технологические процессы прядения, дала возможность детям вникнуть в особенности казачьего быта, предложив погладить бельё чугунным утюгом, вынуть «хлеб» из печи лопатой, пронести ведро на коромысле. А количество названий кухонной утвари на казачьем диалекте сильно удивило школьников.

Каждый предмет экспозиции помимо практической ценности имеет свою историю, своё место в доме казака, которое несёт глубокий смысл. От М. Н. Урусовой ребята узнали историю икон-покровительниц казачества - Донской и Августовской икон Божьей Матери, которые первыми бросаются в глаза посетителям музея. Удивились, когда услышали, что в Волгоградской области в 90-е годы были обретены сразу две дореволюционные иконы Августовской Божьей Матери, которые хранятся в Волгограде и в Кременском Свято-Вознесенском монастыре (Клетский район). Естественно, не оставила их равнодушными ни история написания иконы по заказу казачек хутора Клецко-Почтовского, ни история спасения и передачи Русской Православной церкви другой иконы.

Ребятам было рассказано также о казачьей нагайке, которую они могли видеть висящей на притолоке двери музейной комнаты (перечислены виды нагаек), показаны видеозаписи фланкировки нагайкой и боевого пляса, в котором каждое движение продумано для мелочей. М. Н. Урусова подчеркнула, что в показанном танце подростки могли видеть элементы игр, с помощью которых казаки обучались военному делу – прыгали через трёх-четырёх человек, во время взятия снежного городка забирались друг другу на плечи и т. п.

В ходе обеих блоков экскурсии школьники задавали вопросы, уточняя ту или иную деталь рассказа, с интересом разглядывали экспонаты, и остались довольны увиденным и услышанным.

Преподаватели школы и ученики поблагодарили «экскурсоводов» за интересную и полезную информацию.

Карта сайта

Создание сайта ВМУК "ЦСГБ"